Леонид Семёнович Мерзликин
«Перед самым закатом
В девятнадцать ноль пять
Где-то там, в тридцать пятом
Родила меня мать
Родила и не знала, что с течением лет
Я ни много, ни мало получусь как поэт и т. д.»



Биография

Леонид Семенович Мерзликин, русский поэт, член Союза писателей России, родился 18 августа 1935 года в селе Белоярск Чесноковского района Алтайского края.

Детство и школьные годы Леонида Семеновича пришлись на тяжелые, голодные годы Великой Отечественной войны. Беспечность детства у его поколения было отнято. Но остались и другие впечатления, впоследствии ставшие строками.

Стихи он начал писать ещё школьником, а первое опубликованное стихотворение появилось на страницах краевой молодёжной газеты «Сталинская смена» в 1950 году, когда Л. Мерзликин заканчивал седьмой класс.

Окончил культпросветшколу в с. Троицком, служил в армии, работал в Калманской районной газете. В 1959 году поступил в Литературный институт им. Горького, который окончил в 1964 году. Тогда же в Москве, в издательстве «Молодая гвардия», вышел первый поэтический сборник «Купава» (1963).

Леонид Мерзликин – наш современник, современник штормовых девяностых. Его поэтический опыт в этом смысле уникален и достоин внимательного изучения.
Нина Ягодинцева
(кандидат культурологии, член союза писателей России)

поэзия
Востребованность

ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л. С. МЕРЗЛИКИНА
Предисловие к сборнику избранных стихотворений "Поклон"
Нина Ягодинцева (кандидат культурологии, член союза писателей России)

С одной стороны, именно поэзия, как ничто иное, даёт колоссальный резерв психических сил для преодоления кризиса и личности, и общества. С другой стороны, поэзия как духовный труд требует усилий от человека, а сегодня уже требует понимания и самой необходимости этих усилий. Говоря о востребованности поэзии, мы должны говорить сегодня прежде всего о необходимости воспитания особого отношения к жизни, об умении переживать происходящее во всей полноте и чувствовать смысл своего существования не только в городе, стране, мире, но и в самом Мироздании. Эта тема – выход в пространство Мироздания – находит глубокое лирическое воплощение в поэме Л. Мерзликина «Млечный путь», в которой взгляд поэта поднимается от довольно простой житейской ситуации, от воспоминаний детства через нравственные максимы – к звёздам, к тому молоку, которое разлито над нашими головами...
Я даже руку протянул
И вверх ладошкой повернул.
Но мир безмолвный до тоски
Сдавил мне горло и виски...
А мне бы только полглотка,
Но нет на небе молока.
В финале поэмы взгляд поэта возвращается на землю, где мера всех вещей – сам человек, его дела и мысли... Но мера вещей – человек, а Мера человеческой души – Мир. Незримое присутствие Мира как Меры ощущается во многих мерзликинских стихотворениях. Космическая Мера пока ещё велика для человека, она вызывает в душе смятение и тревогу, но она же и заставляет его неустанно, порой мучительно искать высшей красоты, высшей справедливости, высшей истины здесь, на русской земле, в неустроенном быте, взвихренном времени, в ежедневности встреч и расставаний.
Говоря о востребованности поэзии Леонида Мерзликина, мы должны говорить о возвращении к крестьянским корням, кровным связям с миром природы, к особой философии русского человека, о которой много писали и пели в ХIХ веке Кольцов и Суриков, в начале ХХ века – Есенин, Клюев, Клычков, Орешин, позднее – Николай Тряпкин, Николай Рубцов... Эта линия в русской литературе, к счастью, неистребима, но она постоянно подвергается критике, зачастую отрицается сама естественная необходимость её. Сегодня как никогда мы остро испытываем необходимость жить в мире с природой, насылающей страшные катаклизмы, мы жаждем понимания и доверия, мы хотим осознать и утвердить собственную уникальность среди других уникальных народных культур и философий, преодолеть, наконец, комплекс вины и неполноценности, который нам внушается под любым возможным предлогом. И на самом деле равносильно чуду, после всех катастроф и реформ, после соревнований с Западом и мучительных прививок чужой культуры, – открыть книгу своего современника и прочесть:
Над тайгою блескуче и зыбко
Выплывает звезда, словно рыбка.

Час, другой – и от края до края
Их уж плещется целая стая.

А потом как-то так, незаметно,
Звёзды высыпят густо, несметно.

Сотни сотен. Пегасы и Лиры,
Альфы, беты и всякие дыры –

9 Можно спятить! И, точкой мерцая,
Где-то мчится планета земная.

А на ней, на единственной в мире,
Есть Сибирь и посёлок в Сибири

И костёр возле старой протоки,
На доске чешуя и молоки,

И уха в котелке закипает,
И июльский рассвет наступает...
творчество
Особенности и характерные признаки

Песенный строй Л. Мерзликина обладает рядом уникальных черт, мелодии стихов удивительно разнообразны и в то же время кровно родственны народным 11 мелодиям. Ему равно под силу и короткая строка со сквозными созвучиями, и длинная балладная строка, требующая глубокого дыхания. В своих произведениях он поднимает целый пласт народной речи и сам, естественно, становится языкотворцем. Легко, словно сами собой, рождаются и звучат слова: «прибагрянилась», «вьюжево», «небо отзвездилось», и поэту веришь: да, эти слова живут в крестьянском обиходе, а если не живут, то могут войти в него легко и естественно, как родные, свои.
То ли по-над озером
Роща прибагрянилась,
То ли перед зеркалом
Женщина румянилась?

В озеро ли, в зеркало,
Та гадала, эта ли,
Той ли, этой думалось,
Чтоб скорей приметили?

Ах, зачем печалиться?
Прикатил он вскорости,
Да в певучих саночках,
Да на мягкой полости!

К женщине ли, к роще ли,
Молодец ли, ветер ли?
Чьи-то руки наскоро
Чьи-то слёзы вытерли.

Плат на землю сбросила,
Стынешь, оробелая...
Белое ли вьюжево,
Седина ли белая?
Такая лёгкость словотворчества возможна только при глубоком природном чувстве языка, знании или интуитивном ощущении его смысловых законов и музыкальных основ. Сейчас новые лексические пласты в русском языке складываются преимущественно двумя способами: либо из заимствованных вместе с техническими новинками иностранных терминов, либо из сокращений и аббревиатур, вызванных к жизни социальными переменами.
Обращает на себя внимание то, что он зачастую легко жертвует частностями – но только во имя целого, не допуская небрежного отношения к слову. Например, он может выстраивать простейшие созвучия «мечтаю – расцветаю», «спешу – дышу», которые в современной поэзии воспринимаются уже на уровне самопародии. Но эти рифмы звучат в стихотворении органично, они мягко ведут мысль поэта, сохраняя её непрерывность и музыкальность. Рядом с этими бесхитростными созвучиями поэт демонстрирует высочайшее мастерство сквозной рифмовки – панторифм. И читатель уже на уровне созвучий воспринимает многообразие и целостность родного языка, родного русского мира.
Возле автобазы –
МАЗы. Два.
Шофёры лазают.
– Привет, братва!
(Дорожная пьеса)
Очевидно, что поэт не подчинён рифме и не властвует над ней – он сотрудничает с языком, а подобное сотрудничество создаёт естественную мелодию, простота которой напоминает простоту чистой воды, бездонной и прозрачной.

Тематически стихотворения Л. Мерзликина чрезвычайно разнообразны. И это ещё одно направление изучения его творчества. Вся многосторонняя, широко распахнутая жизнь русского человека отразилась в поэзии нашего сибирского современника. Жизнь и смерть, любовь и отчаяние, юмор и пафос – всё переплетается тесно, неразделимо, так же, как и в реальной жизни. Но вот что удивительно: ни одно стихотворение не сводимо к обобщению, к морали – все финалы открыты в переживание, мысль чувствует, а чувство мыслит, и это признак истинно, глубоко поэтического ощущения. Традиционный вопрос: что хотел сказать автор? – здесь абсолютно неприменим. Что сказалось – то сказалось, и едва ли получится дайджест, усреднённый пересказ. Это просто нужно пережить, и тогда в тебе откроется что-то новое, родится иное отношение к миру, как в стихотворении «Тайные черты»...
Реальнее, чем ты,
Нет женщин, врать не буду.
Но тайные черты
Живут в тебе и всюду.

Черты той борозды,
Что там за бороздою,
Черты и смысл звезды
Над омутной водою.

Черты и знак кольца
(Утешусь ли я в знаке?),
Черты и жизнь лица,
Неясного во мраке.

Черты далёких крыш,
Туман по осокорю...
А ты мне говоришь,
А я с тобой не спорю.
Это и есть реализация философии космизма, в которой одно из центральных понятий – переживание, состояние, а главное мерило – качество состояния. Состояние может быть высоким, и тогда человек ощущает своё бытие на уровне Мироздания. Состояние может быть низким – когда человек замкнут на своих сугубо эгоистических потребностях: выживания, пропитания, размножения и наслаждения.
В каждом стихотворении Л. Мерзликин стремится воссоздать высокое состояние с самого низа: из бытовых ситуаций погоды, общения с другими людьми, воспоминаний и прочего. Это задача, достойная большого поэта. Она предполагает владение широкой палитрой интонаций – от пафосных до юмористических. И то, и другое в его стихотворениях присутствует. Их нельзя разбирать на уровне школьных понятий, поскольку надо учить чувствовать их и сопереживать им. А значит, необходимо развивать духовный потенциал юного читателя, чтобы он в мире творчества Л. Мерзликина сумел увидеть свой внутренний мир, его богатство и силу.
история
Творческий путь

Невероятно было уже то, что в Москве в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга стихотворений «Купава». Там же в Литинституте Мерзликина приняли в Союз писателей СССР. Его часто называют лучшим лириком Алтая. Это правда. Но, обязательно надо здесь дополнить – Леонид Семёнович Мерзликин был одним из лучших лириком во всей России конца XX века. Беда его была в одном: не в стихах, нет, а в том, что он оказался непрочитанным. Большинство его книг издавалось на Алтае, а это делало его поэтом местного значения.
«А всё – таки зря я не остался в Москве. Россия начинается с неё. Кем бы сегодня был в русской поэзии Рубцов, проживи он всю свою жизнь в Барнауле или Горно-Алтайске?»
Но так он размышлял уже незадолго до смерти. А тогда, после окончания Литинститута, он не думал об этом. Писал легко, стихи выходили из – под пера изящными, захватывающими душу. В то время как страницы журналов и газет предпочтительно «отдавались» поэтам – агитаторам, он чувствовал своё призвание в том, чтобы писать о простом народе, в первую очередь деревенского, тех, кто его окружает.

Когда ему из Москвы прислали членский билет Союза писателей СССР, то он написал:
Ах, какое нынче лето!
Дождь и солнце по траве.
Я дожился до поэта,
Узаконили в Москве.
Я копаюсь в огороде,
И на сердце – благодать.
Разрешили будто вроде
Мне корову содержать…

Недолго пробыв в Барнауле, Мерзликин уезжает в село Рыбное Каменского района, где ему предложили место редактора многотиражки в совхозе. Сразу получает трёхкомнатную квартиру. Жильё есть, работа есть, жизнь идёт.
В начале января 1965 года в Барнауле прошёл трёхдневный семинар молодых писателей, поэтической секцией, которой руководил известный поэт из Новосибирска Леонид Решетников. Ему попалась книжка «Купава» и все три дня большую часть времени он посвятил Мерзликину, которого, кстати, на семинаре не было. Решетников дал понять на кого надо равняться, а также сказал, что эта книга не случайно вышла в Москве. В таком объёме и виде в Барнауле она появиться не смогла бы, её «подстригли бы под бобрик, подравняли бы и пригладили». С казуистикой местных редакторов часто приходилось сталкиваться писателям и поэтам. Чем меньший статус имело издательство, тем больше оно заботилось о том, чтобы власть предержащая не сделали какого-либо замечания в их адрес. Так было и со стихами Мерзликина, выходившими на Алтае.
память
О нем пишут, его читают
Леонид Мерзликин покорил своим творчеством сердца многих . О нем говорят, пишут книги и читают его стихи. Современники даже наделили его званием «Король поэтов», что говорит нам о многом.
В его стихах чистота и глубина. Когда их читаешь, струны души как-то по-особому настраиваются и звучат чисто, ровно, правильно и глубоко.

"Мелодии Алтая"

Сборник Веры Дорогиной


В представленном сборнике мелодии складывались на уже опубликованные стихи Леонида Семёновича Мерзликина.
Памятник Л. С. Мерзликину, г. Новоалтайск, ул. Октябрьская, 31, сквер перед зданием Центральной городской библиотеки.

Памятник открыт в честь алтайского поэта Л.С. Мерзликина, в Пушкинский день России, 6 июня 2009 г. Автор памятника — скульптор Н. В. Звонков.

На церемонии открытия после того, как с памятника было спущено покрывало, перед поклонниками творчества поэта выступили представители управления по культуре Алтайского края, администрации города Новоалтайска, вдова поэта Т. И. Мерзликина, скульптор Н. Звонков, друзья. Бронзовый поэт был окроплен святой водой.


- Каждый раз, когда открываешь его стихи, находишь для себя что-то новое удивительное.
— Станислав Вторушин
(писатель, друг Леонида Мерзликина)
Дом, в котором родился и жил Л. С. Мерзликин
(г. Новоалтайск, Белоярский район, ул. Л. Мерзликина, 29/1).

В 2005 г. в честь 70-летия со дня рождения поэта, на доме была установлена мемориальная доска: «В этом доме родился и жил в 1935-1954 гг. известный поэт России Мерзликин Леонид Семенович».

память
Мерзликинские чтения

Каждый год в двадцатых числах сентября в Алтайском крае проходят Краевые Мерзликинские чтения, посвященные светлой памяти поэта-земляка Леонида Семеновича Мерзликина. Мероприятие собирает вместе известных на Алтае поэтов и прозаиков, друзей и почитателей таланта Л.С. Мерзликина, а также всех любителей поэзии.




Начинается программа Краевых Мерзликинских чтений в г. Барнауле, в Государственном музее истории, литературы, искусства и культуры Алтая. На торжественном открытии звучат приветственные речи и слова благодарности поэту, участники зачитывают поэтические произведения Леонида Мерзликина, гости мероприятия знакомятся с материалами из фондов музея о жизни и творчестве поэта.

Мероприятия второго и третьего дня Мерзликинских чтений проводятся в г. Новоалтайске. Программа включает в себя: встречи читателей с писателями, презентации книг алтайских поэтов, конкурс исследовательских работ по творчеству поэта, конкурс среди начинающих поэтов с вручением краевой премии имени Л. С. Мерзликина.

В рамках чтений в Новоалтайской Центральной городской библиотеке имени Л.С. Мерзликина проводится круглый стол по творчеству поэта, а заканчивается программа ярким литературно-музыкальным представлением в Доме культуры железнодорожников с выступлением творческих коллективов Новоалтайска.

В Новоалтайске создан литературный салон имени Леонида Мерзликина. Кроме встреч и бесед, посвященных творчеству поэта-земляка, ведется поисковая и архивная работа. Салон владеет мемориальным фондом, который содержит письма Л. Мерзликина, рукописный альбом с его стихами, записные книжки, публикации поэта в новоалтайской газете «Ленинское знамя», фотопортреты, дарственные книги российских писателей с их автографами.



Перед смертью Мерзликин попросил, чтобы его похоронили не в Барнауле, а на деревенском кладбище в Белоярске, рядом с могилами отца и матери. Его просьба была выполнена. Умер поэт 5 сентября 1995 года.

Тест
Проверьте знания
о Леониде Мерзликине
Старт
Дата рождения поэта


Далее
Проверить
Узнать результат
Первое опубликованное стихотворение появилось на страницах краевой молодёжной газеты....
Далее
Проверить
Узнать результат
В каком году поступил в Литературный институт им. Горького?
Далее
Проверить
Узнать результат
Над тайгою блескуче и зыбко
Выплывает звезда, словно .....
Далее
Проверить
Узнать результат
Книга стихотворений «Купава» вышла в в издательстве...
Далее
Проверить
Узнать результат
Ах, какое нынче лето!
Дождь и солнце по ...
Далее
Проверить
Узнать результат
Памятник Л. С. Мерзликину находится в ...
Далее
Проверить
Узнать результат
В каком году в честь 70-летия со дня рождения поэта, на его доме была установлена мемориальная доска?
Далее
Проверить
Узнать результат
В каком городе начинаются Мерзликинские чтения?
Далее
Проверить
Узнать результат
Умер поэт 5 сентября ....
Далее
Проверить
Узнать результат
Стоит больше читать
Пройти еще раз
Поэзия близка Вам
Пройти еще раз
Знаток прекрасного
Пройти еще раз
Истинный знаток
Пройти еще раз
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website